Блог

12 этапов создания сайта

Эта статья будет интересна тем, кто работает над проектом создания веб-сайта, а также владельцам и администраторам сайтов, которые уже действуют. Рано или поздно, но все доходят до изменения дизайна сайта, системы управления, или смены подрядчика;) В статье описывается алгоритм разработки сайта и краткий обзор процессов — от идей заказчика и первых очерков к наполнению информацией и запуска первой рекламной кампании. В реальных условиях представленные этапы и их порядок могут меняться, но соблюдая пути и последовательности, описанные в этой статье, заказчик получит продукт, который будет максимально соответствовать его требованиям, а разработчик — все необходимые данные для эффективной работы на каждом этапе.

1. Определение требований и концепции сайта

На первом этапе заказчик знакомит разработчика с задачами, которые должен решать будущий сайт, идеями по дизайну и функционалу, желательным разделам сайта и необходимым модулям. Определяется целевая аудитория и общая концепция сайта. Каждый из следующих этапов разработки, кроме верстки, программирования и тестирования, проходит согласование с заказчиком для перехода на следующий этап работ.

2. Составление коммерческого предложения

На основе полученной информации, менеджер веб-студии (Киев, Украина) составляет коммерческое предложение, в котором заключает требования заказчика к сайту, предоставляет перечень разделов и модулей. Предлагает параметры сервера для размещения сайта, указывает предварительную стоимость и сроки реализации проекта. В случае согласования заказчиком коммерческого предложения, стоимости и сроков реализации проекта, менеджер веб-студии готовит договор на разработку основного технического задания проекта, кратко описывает функционал, обязанности студии и заказчика.

3. Анализ рынка и конкурентов заказчика

Менеджер веб-студии анализирует статистику запросов поисковых систем по отрасли заказчика и сайты конкурентов с высоким рейтингом. При необходимости вносит предложения по изменению функционала, разделов, модулей. Если заказчик имеет действующий сайт, то проводится анализ данных из аналитических сервисов и поведение посетителей, для использования их на новом сайте. Рыночная ситуация и конкуренция заказчика существенно влияет на выбор решения и путь построения сайта.

4 .Составление маркетингового плана по продвижению сайта

На этом этапе менеджер веб-студии вместе с заказчиком определяют основные цели, сроки и средства для их достижения, составляют предварительный маркетинговый план, определяют основные и второстепенные каналы для поиска посетителей. Определение маркетинговых и рекламных мероприятий, которыми заказчик планирует получать целевую аудиторию для своего сайта, может повлиять на выбор структуры, разделов и модулей. Например: если сайт будет продвигаться исключительно контекстной рекламой, его структура может быть реализована на одной странице «Landing Page» И наоборот, в случае органического продвижения нужно предусмотреть место на сайте для регулярного обновления качественным контентом.

5. Составление семантического ядра сайта

Специалист веб-студии по продвижению сайтов на основе требований заказчика, анализа рынка, конкуренции и маркетинговому плану определяет основные ключевые слова и ключевые словосочетания, которым должен соответствовать будущий сайт, а также анализирует частоту их запросов в поисковых системах с учетом региона, конкуренции и сезонности.

Например: туристический сайт зимой и летом может продвигать различные ключевые слова .

На этом этапе согласуется стартовое количество страниц и блоков сайта, которые должны отвечать избранным запросам пользователей поисковых систем, и определяется первоочередность внедрения ключевых слов. Также составляется прогноз видимости сайта в поисковых системах по достижении топовых позиций.

6. Формирование технического макета и основного технического задания сайта

Используя собранную информацию, дизайнер веб-студии составляет технический макет основных страниц с расположением блоков навигации, информации, коммуникации и модулей сайта. Также дополняется предварительное техническое задание с широким описанием функционала пользовательского и административного интерфейса. Описывается логика взаимодействия между компонентами сайта, которую сложно воспроизвести и понять на макетах. В процессе формирования ТС, (анализ рынка, составление маркетингового плана), функционал, сроки реализации проекта, стоимость и даже цели сайта могут меняться. После этого этапа менеджер студии готовит договор разработки сайта на основе технического задания.

Технический макет и техническое задание — основная проектная документация сайта!

7. Написание текстов для сайта

На основе технического макета и семантического ядра, копирайтеры веб-студии или заказчик составляют тексты для разделов сайта, служебные и навигационные надписи. Система управления сайтом, в большинстве случаев, позволяет изменять тексты сайта, а также служебные и навигационные надписи. Однако, изменение количества слов, символов в словах, использование больших букв, меняет композицию и ухудшают дизайн готового сайта. Желательно приступать к дизайну макетов, имея составляющие тексты.

8. Создание дизайна веб-страниц и модулей сайта

Дизайнер веб студии создает макеты сайта, опираясь на технический макет и описание функционала. Прорисовываются все типы страниц, блоков и модулей сайта. Используются составные тексты, логотип компании заказчика, фирменный стиль и фото, а также пожелания по цветам, шрифтам и основных акцентах.

Именно на этом этапе заказчик получает реальные изображения своего будущего сайта.

9. Верстка макетов

Верстальщик веб-студии верстает страницы сайта и модули, используя согласованные макеты. Оптимизирует написанный код и ресурсы страницы (стили, Javascript скрипты, изображения) для максимально быстрой загрузки страницы и обеспечивает одинаковый вид страниц сайта в различных браузерах и их версиях. При необходимости адаптирует сайт для различных расширений экранов и мобильных устройств. Адаптация сайта ко всем браузерам и их версиям является трудоемким процессом, через их большое количество. Поэтому избираются самые популярные браузеры и их современные версии.

10. Программирование функционала

Исходя из поставленных задач, типа сайта, а также потенциала до внесения изменений и расширения функционала, программисты веб-студии выбирают оптимальную систему управления контентом или фреймворк, на которой будет разворачиваться сайт и подключаться все модули. Построение логических связей происходит на основе сверстанных макетов и описания технического задания. Сайт размещается на сервере и связывается с основным или техническим доменом. Также осуществляется оптимизация кода и настройки сервера для максимально быстрой работы сайта.

После окончания этого этапа существенные изменения функционала сайта и логических связей является нежелательным и обычно приводят к дополнительным расходам и увеличению стоимости проекта в целом.

11. Тестирование функционала

В процессе программирования и по его завершению программисты и менеджер проекта осуществляют тестирование функционала сайта. Тестируется система на выявление ошибок и на соответствие работы согласно поставленных требований. Если проект сайта повышенной сложности предусматривает расширение, то программируются автоматические тесты выполнения сценариев, которые регулярно запускаются в процессе внесения изменений.

Финальное тестирование осуществляет заказчик и выявленные ошибки записывает в специальный задачник, где им присваивается тип и порядковый номер, пока они не будут устранены разработчиками.

12. Наполнение сайта информацией

На последнем этапе менеджер проекта передает заказчику все доступы к сайту и инструкции по его управлению, а при необходимости осуществляет обучение персонала заказчика. Сайт наполняется сложенными текстами, фото и видео, заполняются специальные поля страниц для нормальной видимости сайта поисковыми системами и устанавливаются коды аналитических сервисов. Когда сайт уже готов принимать посетителей, снимается запрет его сканирования поисковыми системами.

Довольно часто заказчики поручают ведение и наполнение сайта веб-студии. При нормально налаженной коммуникации такое сотрудничество выгодно обеим сторонам.

Заключение

Создание современного и конкурентного сайта требует от веб-студии процессного и поэтапного подхода, а от заказчика временных и финансовых инвестиций. И если заказчик осознает важность каждого этапа и вникает в процесс, то результат такого сотрудничества будет непременно успешным.